Доступная среда

Об оборудованных учебных кабинетах и объектах для проведения практических занятий, приспобленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Основное назначение моего логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Список оборудования

В соответствии с направлениями работы логопедической службы ДОУ помещение логопедического кабинета условно разделено на блоки:

-блок диагностики,

- блок профилактики и консультирования;

- блок научно-методический

- блок организации и планирования;

-блок коррекции и развития.

 

Блок диагностики содержит:                                                                              

- материалы по диагностике

развития речи детей 2-7 лет;

-речевые карты детей,

обучающихся в логопункте.

 

Блок профилактики и консультирования содержит:

- консультации для педагогов;

- консультации для родителей;

- материалы для инфостенда.

 

Блок научно-методический

Представлен библиотекой кабинета.

 

Блок организации и планирования представлен:

- рабочей зоной учителя-логопеда

- документацией учителя-логопеда.

 

Блок коррекции и развития

Коррекционно - развивающий блок условно разделён на центры, в каждом из которых подобран иллюстративный материал, игры и пособия, стимулирующие речевое развитие.

Центр развития артикуляционной моторики представлен:

 - дидактическими пособиями;

- логопедическими зондами.

 

Центр дыхания представлен:

-дидактическими пособиями по развитию дыхания;

- картотекой игр по развитию голоса.

 

Центр развития фонематического слуха включает пособия:

- для различения неречевых звуков;

музыкальные и звучащие игрушки.

 

Центр развития мелкой моторики представлен:

- дидактическими пособиями, конструкорами и т.д.

- картотекой пальчиковых гимнастик;

- пособиями из фетра.

 

 

Центр развития психологической базы речи включает в себя:

- игры и пособия для развития высших психических функций:

- памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей.

 

Центр коррекции нарушений звукопроизношения представлен:

-мебельным комплексом с зеркалом и дополнительной подсветкой;

- речевым материалом по автоматизации звуков;

- дидактическими пособиями по автоматизации и дифференциации звуков.

 

Центр формирования лексической и грамматической стороны речи

В центре формирования лексической стороны речи подобраны предметные картинки  на разные лексические темы; картинки для формирования и расширения определений, предметного и глагольного словаря, а так же пособия и игры на словоизменение и словообразование, на предложные конструкции.

 

Центр развития связной речи представлен:

- играми и пособиями, формирующими у детей умение строить собственное высказывание, наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных видов рассказов, наборы текстов для пересказов.

 

Центр обучения грамоте представлен:

- авторскими пособиями из фетра, дидактическими играми.

 

Здоровьесберегающие технологии представлены:

- су-джок терапией;

- пескотерапией и т.д.

 

Организация предметно - развивающей среды в кабинете учителя-логопеда имеет важное значение для коррекции звукопроизношения и развития всех компонентов речи.

КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Назначение- создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по справлению или ослаблению имеющихся нарушений.
Список оборудования
Рабочая зона – письменный стол, стул. 
Учебно–игровая зона – 2 детских стола (парта), 4 стула,
учебная демонстрационная магнитно-меловая доска.
Методическая зона – 1 книжный шкаф:
методическая литература – 1 полка, папки с документацией – 1 полка, дидактические игры – 3 полки, раздаточный материал, принадлежности для занятий – 3 ящика.

КАБИНЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Назначение:

формирование у педагогов, детей, родителей общей психологической культуры (консультации, семинары, тренинги);

оказание помощи детям в их адаптационный период к новым условиям (индивидуальная и групповая работа с детьми);

создание благоприятного психологического климата в ДОУ через оптимизацию форм общения.

Список оборудования
1. Организационные зоны кабинета  педагога – психолога.
1.1. Зона взаимодействия с воспитанниками содержит:
·         материалы к диагностико – коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией воспитанников;
·         материал для творческой деятельности детей (бумага, цветные и простые карандаши, краски, пластилин и др.);
·         предметы для осуществления сюжетно – ролевых игр (маски, костюмы и т.д.);
·         наборы геометрических форм, мозаик, конструкторов;
·         ковер, подушки, мягкие игрушки;
·         столы, стулья.
1.2. Зона взаимодействия с педагогами и родителями (законными представителями) для формального и неформального общения содержит:
·         анкетные бланки, бланки опросников, печатный материал;
·         литературу по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных взаимоотношений;
·         литературу по проблемам познавательного, личностно – эмоционального развития воспитанников, школьной готовности, адаптации к новым социальным условиям и др.;
·         информационные материалы о смежных специалистах (учитель- логопед, психиатр, психоневролог) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники);
·         распечатка с играми и упражнениями для занятий с воспитанниками в домашних условиях и в учреждении;
·         магнитофон, кассеты;
·         мягкий диван или кресла, стулья.
1.3. Зона организационно – методической деятельности содержит:
·         документацию (нормативную, специальную, организационно – методическую);
·         литературу и печатные издания по повышению научно – теоретического уровня и профессиональной компетентности;
·         программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно – диагностической деятельности;
·         письменный стол, стул;
·         компьютерный комплекс.
 
2. Оформление кабинета психолога.
2.1. Для обеспечения нормальных условий работы педагога-психолога отводят помещение с учетом следующих требований:
·         пропорционально спланированное, и отвечающее возможности оборудования необходимых профессиональных зон;
·         хорошо освещенное, с достаточно высоким уровнем звукоизоляции;
·         цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими;
·         отбор и размещение мебели и другого оборудования обуславливается спецификой работы педагога-психолога.

О библиотеке, приспобленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Не имеется

Объекты спорта

Не имеется
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Обеспечения доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ
О специальных условиях питания
О специальных условиях охраны здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Средства обучения и воспитания, используемые в ДОУ для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

  Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

    -печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
   -электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
   -аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
   -наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
   -демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
   -учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
   -тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

  • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
  • игровой (игры, игрушки);
  • коммуникативной (дидактический материал);
  • чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,  карты, модели, картины и др.);
  • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
  • музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

Характеристика информационно-методического обеспечения ДОУ

     Методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

   Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются:

  • оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
  • удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
  • создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
  • оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
  • содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.

Обеспечения доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ

В ГБДОУ "Детский сад №22 "Зезаг" г.Грозный создаются условия без барьерной среды для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:

– территория ДОУ асфальтирована или имеет твердое покрытие;

– организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам;

- учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность:

- учитель-логопед, педагог-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинские работники;

- при организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование;

- в ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

Педагоги учреждения имеют доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям для дальнейшей организации образовательного процесса.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для воспитанников учреждения, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано 4 разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин).

     Рацион питания дошкольников различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей.

Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей;

путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей;

проведений закаливающих процедур;

обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;

формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. В учреждении имеется медицинский кабинет.

В образовательном процессе педагогами учреждения используются мультимедийное оборудование, включающее в себя: ноутбуки, магнитные доски, световой песочный стол, комплекты коррекционных развивающих игр.

О специальных условиях питания

В учреждении организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Питание детей  осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормативами СП 2.4.3648-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.09.2020г.  
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. 

О специальных условиях охраны здоровья

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется штатным медицинским работником ДОУ.

Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора.

Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

проведение профилактических осмотров;

мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.  N 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 ). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

В Учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность  по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.

Согласно СП 2.4.3648-20 разрабатывается:
  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
  • составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

В нашем детском саду  имеются оборудованные кабинеты логопеда, дефектолога  и  психолога для работы с детьми. Также имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;

- музыкальные центры (музыкально-физкультурный зал).

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Специальные технические средства обучения коллективного ииндивидуального пользования  для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Об образовательных ресурсах для инвалидов

Доступ к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Дополнительно:

Информация о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям